21 января 2013 г.

Офис в стиле фанк

Сегодня понедельник, а это значит, что я, как большинство людей, еду на работу в офис.
С 9 до 18 (а кто-то с 8 до 17) мы отдаём своё время работодателям. Я имею в виду нас, наёмных работников. По натуре я творческий человек и поэтому вдохновение (в том числе и поработать) меня посещает в самые неожиданные моменты. Между борщем и котлетами, например. Или в два часа ночи, когда я почти уснула, но вдруг в голову неожиданно приходит нечто совершенно гениальное. И я откладываю все текущие занятия и окунаюсь в творчество. Таким манером однажды я посреди ночи написала свою личную сказку. Желание посмотреть рабочие документы тоже возникает у меня спонтанно...
Но не в этом суть. С каждым днём мне всё сложнее высиживать в офисе положенные по трудовому договору восемь рабочих часов. Но это вовсе не потому что я лентяйка, вовсе нет. Я действительно люблю свою работу - заковыристые формулировки документов, которые я делаю, разминают мозг получше всяких головоломок. Просто мне перестало нравится то, что для выполнения моей работы работодатель ограничивает меня этими пресловутыми восемью часами. Разумеется, у меня есть право задерживаться на работе и приходить раньше, но.... Это всё не то.... Ну, вы понимаете... С таким настроем я даже начала задумываться о смене работы на такую, где бы мне позволили работать вне всякого графика. Просто работать и просто результативно выполнять свою работу. Даже о смене профессии подумывала - вот до чего дошло.

В глазах большинства офисного планктона (уж извините) я с такими идеями выгляжу абсолютной маньячкой: ну какой нормальный руководитель позволит своим работникам приходить на работу и уходить с неё, когда им вздумается?! Оказывается, таких "маньяков", как я, хватает. Но не у нас - в Штатах.
Не так давно мне на глаза попалась книга двух американских авторов "Офис в стиле фанк. Манифест удаленной работы". Это фантастика. Это работа моей мечты.
В книге рассказывается об одной американской компании, которая вопреки всем устоям и мнениям, создала для работников отдельно взятой компании совершенно фантастические условия труда. Работники продолжали выполнять свои трудовые обязанности, но вне рабочих графиков и табелей учёта рабочего времени. Они просто работали там и тогда, где это им удобнее всего было делать. В кофейне. На берегу океана. В другом штате, который находится в противоположном от офиса конце страны. Дома, в конце концов! И у них получилось! Показатели результативности своей работы они едва ли не удвоили по сравнению с теми, которых они достигли, работая в привычной манере, то есть с 8 утра до 5 вечера, что доказало абсолютную эффективность такого способа работы.
Эту книгу я читала так внимательно, как ни одну из книг. Для себя лично даже сделала несколько выдержек, которые мне показались наиболее разумными.
Итак, офисному планктону посвящается:

  • Если мы лишены выбора, когда и как нам работать, – конечно, у нас возникает чувство зависти и досады, что кто-то рядом посмел оказаться более свободным.      
  • Если отказать людям в праве регулировать и планировать свою личную и трудовую жизнь, то они просто не смогут ни жить, ни работать с полной самоотдачей.
  • Хуже полного недоверия может быть лишь недоверие, замаскированное под доверие. 
  • Ничто не указывает на потерю контроля над своей жизнью так недвусмысленно, как иллюзия контроля, прикрывающая бесконечные требования, требования, требования.
  • Когда вы стремитесь научить людей поступать иначе, но при этом не обращаетесь к культуре, лежащей в основе их поведения, поражение неизбежно. Неписаные правила всякий раз будут брать верх над писаными.
  • Регулирование должно быть гибким, тогда работа будет осуществляться в течение всего дня. Человек может вставать в шесть часов, сразу включаться в деловую переписку, посвящать оставшуюся часть утра детям, днем приезжать в офис на совещание, после чего решить, например, пойти в кино, а вечером заканчивать дела. Сотрудники хотели совершенно самостоятельно планировать свой день.
  • Никакой семинар по планированию рабочего времени не спасет людей, не имеющих возможности распоряжаться собственным временем. На семинаре можно получать лишь советы и рекомендации. А людям нужны права и самостоятельность.
  • Даже изменения к лучшему даются с трудом.
  • Даже сотрудникам, занятым вспомогательной деятельностью, возможность распоряжаться своим временем может принести пользу. 
  • Если дать людям право самим организовывать свой рабочий процесс, если четко формулировать задания и ставить перед ними ясные цели, они найдут не только наиболее эффективный способ использовать свое время, но и наилучшее применение своим навыкам и силам.
  • Если на совещании выполняется работа – то, конечно, совещание представляет собой работу. Если на совещании не решается ничего, то это просто замысловатый социальный танец, причудливый способ напрасной траты времени.
  • Когда возвращаешь людям их время, они ценят его намного больше, потому что оно теперь целиком принадлежит им.
  • Когда людей вынуждают изо дня в день находиться в строго определенном месте в течение строго определенного времени, им незачем прилагать максимум усилий. Поэтому, если нужные идеи посещают в другом месте и в другое время, они отмахиваются от них. А когда они находятся на работе, им довольно часто хочется оказаться где-нибудь в другом месте. Ничто не подавляет наше творческое и созидательное начало так же успешно, как ощущение недовольства.
  • Сорокачасовая рабочая неделя превращает наши выходные в фикцию. Все свои потребности приходится удовлетворять в субботу и воскресенье, поэтому мы не в состоянии даже как следует отдохнуть.
  • Ваш долг перед компанией – ваша работа, а не ваше время. Вы не должны отдавать ей свою жизнь.
  • Если на ваш вопрос действительно способен ответить лишь единственный сотрудник организации, значит, это проблема системы, а не вина отсутствующего сотрудника.
  • Мы привыкли считать, что наши отношения улучшаются, если все мы находимся в одном и том же здании. Но пребывание в одном пространстве – еще не гарантия надежной связи. 
  • Если что-то идет неправильно, достаточно одного несогласного, чтобы начать прокладывать новый путь.
Ну и, наконец, фраза, которую можно сделать лозунгом любого офиса:

Работа – это то, что мы делаем, а не место, где мы присутствуем.

Вобщем, всячески рекомендую эту книгу к прочтению всем-всем, кто хочет жить, чтобы работать, а не работать, чтобы жить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий