3 февраля 2015 г.

Топ-20 книг 2014 года

Когда-то я обещала, что буду выкладывать в блоге цитаты из понравившихся мне книг. Но со временем я стала читать их так много, что этот блог рисковал превратиться в литературный журнал, а не в лёгкое и приятное чтиво обо всём на свете.
Решив немного исправить своё невыполненное обещание (отголоски предновогоднего марафона !), я сделала личный топ-лист прочитанных за прошлый год книг. Тем более, я считаю, что каждая книга приходит к нам именно тогда, когда мы больше всего нуждаемся в уроке, который она несёт (ну, у меня получается именно так).
Итак,

1. Марина Степнова "Женщины Лазаря". О любви и обо всём, что с ней связано (я была настолько увлечена этой книжкой, что читала даже на работе тайком (да простят меня мои коллеги и начальники, если когда-нибудь они прочитают эту запись)).

2. Элизабет Гилберт "Есть, молиться, любить" - книга как духовный наставник в непростой для меня период жизни. Не на все ответы я нашла вопросы, но на многие вещи стала смотреть по-другому. И да - фильм ничто, по сравнению с книгой, он не передаёт и десятой доли того, что пытался сказать автор.

3. Карлос Руис Сафон - три "взрослые" книги автора, посвященные одной истории и перетекающие из одной в другую как вода - "Тень ветра", "Игра ангела" и "Узник неба". Очень богатый язык и закрученный сюжет вызывают почти наркотическое пристрастие к книгам автора.

4. Диана Сеттерфилд "Тринадцатая сказка" - очень увлекательная готика! Читала в самолете, пока долго-долго летела в отпуск и даже не заметила, как самолет пошел на посадку.

5. Если хотите качественный детектив, Борис Акунин и его "Азазель" то, что нужно.

6. В детективном жанре пишет и Алан Брэдли. Первая из серии "Сладость на корочке пирога", где в роли сыщика-любителя выступает 11-летняя девочка, обожающая химию и всё, что с ней связано. Увлекательно и познавательно.

7. Француженку Анну Гавальду любят все, её произведениями восхищаются, но "35 кило надежды" это её единственная книга, которая вызвала моё безоговорочное восхищение. И да, я в конце плакала.

8. Иногда полезно почитать и публицистику. Самое близкое нам - это книги о Великой отечественной войне. "Бабий Яр" Анатолия Кузнецова о геноциде, о массовых убийствах ни в чем не повинных людей, о том, что такое воля к жизни и какой отпечаток накладывают на всю дальнейшую жизнь такие страшные события.. То, что в ней описано, страшно, но знать это нужно. Читала как раз в майские праздники, сопереживала, ужасалась, плакала... Считаю, что нужно включать эту книгу в школьную программу обязательно.

9. Я настороженно отношусь к так называемой бизнес-литературе, особенно американской, но книга Брайана Трейси "Выйди из зоны комфорта" заставила меня по иному взглянуть на подобную литературу. Могу смело сказать, что эта книга работает! Она небольшая и в ней всего двадцать одна глава, каждая из которых посвящена какому-либо правилу. Очень хлесткие цитаты, которые по-настоящему мотивируют.

10. Книга Мартена Пажа "Как я стал идиотом" не входит ни в один литературный список типа "100 лучших книг XX века", но по своему содержанию и глубине замысла превосходит многие из присутствующих там. Если вкратце, то книга о том, во что превращает нас желание быть "как все" и кем мы становимся, приобретая никому ненужные должности, вещи и отношения.

11. Если хотите долгого и неспешного чтения, то книги Джона Ирвинга - самое оно. "Правила виноделов" (в другом переводе - "Правила дома сидра") - просто сага о людях, о разных - плохих и хороших, о судьбах, об отношениях. И именно у этого автора есть склонность помещать своих героев в довольно необычные жизненные обстоятельства ("Мир глазами Гарпа" - яркий тому пример).

12. Книга Харпер Ли "Убить пересмешника" в  американских школах включена в список, обязательный к прочтению. Возможно, потому что в ней затронута тема противостояния Севера и Юга, угнетения чернокожих и прочих межклассовых противоречиях. Несмотря на это, книга читается, легко, приятно и с большим интересом, поскольку написана от лица маленькой девочки. 

13. Если хотите узнать сто и один способ покончить с собой, прочтите Эрленд Лу "Мулей". Книга о девочке-подростке, пережившей смерть всей семьи в авиакатастрофе. Она не смогла мириться с этим обстоятельством и приняла решение также уйти из жизни. Финал довольно непредсказуемый.

14. Моя обожаемая Бриджит Джонс дожила до 50 лет, на даже в таком почтенном (по нашим российским понятиям) возрасте и с двумя детьми на руках, она не утратила своего чувства юмора, склонности к  полноте и алкоголю, а также стремления быть счастливой. Подробности у Хелен Филдинг в книге "Бриджит Джонс: без ума от мальчишки".

15. Эльчин Сафарли "Сладкая соль Босфора" - полуправда, полувымысел. Босфор - это Стамбул, колоритный, восточный, жаркий летом и холодный зимой. Если отбросить любовные переживания автора, то очень познавательно с точки зрения изучения нравов и особенностей чужой страны. Такого глазами туриста (особенно в курортных регионах) точно не увидишь. И после прочтения этой книги я страшно захотела в Стамбул и даже почти купила билеты на самолет и нашла квартиру, но.... Внешние обстоятельства, одним словом.
Р.s. для справки: в фамилии автора (Сафарли) ударение надо делать на последний слог.

16. Самая знаменитая консьержка-интеллектуал живет в книге Мюриэль Барбери "Элегантность ёжика". История, рассказанная сразу несколькими рассказчиками очень изящно и тонко. И совершенно непредсказуемый финал.

17. Никогда не устану признаваться в любви к Славе Сэ. "Твоё моё колено" - его очередная книга, которую я купила, едва она вышла из печати. В отпуск лучше не брать, иначе забудете про отдых. В людных местах тоже читать нежелательно, поскольку неадекватная реакция окружающих на ваш заразительный смех обеспечен. Но читать обязательно!

18. В своей туманной юности я, разумеется, читала Француазу Саган ("Здравствуй, грусть!", кажется). Но тогда, вероятно, в силу молодости, я её не поняла. Зато теперь разжевала и поняла, насколько она прекрасна. Начала со сборника "Слезинки в красном вине". Дальше будет больше.

19. Все в Советском союзе знают и любят фильм "Вам и не снилось". А знаете ли вы, что автор, по книге которого был снят этот самый фильм, - Галина Щербакова - написала множество других не менее прекрасных книг? Я начала знакомиться с её творчеством с "Отчаянной осени". Прямо очень! Не хуже Саган, если честно.

20. Если вам вдруг захотелось попасть в уютный мирок или даже в сказку, смело читайте Фэнни Флэгг. Все нахваливают её самое знаменитое произведение "Жареные зеленые помидоры в кафе "Полустанок". По правде говоря, мне оно не понравилось совершенно. Больше всего зацепила "Добро пожаловать в мир, малышка!" и вот новинка, прочитанная в прошлом году "На бензоколонке только девушки".

На самом деле книг прочитано гораздо больше, чем в этом списке. Но здесь именно те, которые понравились мне больше всего. 
На следующий год, ну, то есть на год уже наступивший, у меня большие литературные планы. Захотелось почитать "большие" книги. Большие - в смысле толстые. Сейчас одолеваю "Давида Копперфильда" Ч.Диккенса (по объему сопоставим с "Анной Карениной", но читать куда интереснее), где-то ждут своего часа "Братья Карамазовы" и "Шантарам". 
Смогу ли? Не знаю. Но, как показал мой опыт предновогоднего марафона, главное - это поставленная цель с четкими сроками выполнения и тогда успех обеспечен.

Комментариев нет:

Отправить комментарий